Почему я боюсь летать? Опрос читателей

Почему я боюсь летать? Опрос читателей

Хочу поделиться с вами интересной статьей одного аэрофоба.

Журналист пишет о том, почему боится летать. Текст – яркий пример мышления человека, который находится на первой стадии  аэрофобии –  отрицании. Коротко формулируя: «у меня все хорошо, это в авиации все плохо». Автор приводит очень много «логичных» обоснований своему страху, и некоторые из них мы разберем в следующий раз. В конце статьи ответьте, пожалуйста, на два коротких вопроса.

Эти ответы помогут нам лучше понять, что для вас важно.


Алькен КЕНЖЕБАЕВ, «Т.»

Наверное, подавляющее большинство из нас, размышляя о гипотетических опасностях полетов на пассажирском авиатранспорте, думают в первую очередь о террористах. Эпизоды 11 сентября 2001 года еще не изгладились из памяти. Но вопреки общественному мнению, доводам экспертов и благоприятной статистике, которая делается при прямом участии крупнейших авиакомпаний мира, полеты далеко не так безопасны, как их представляют. И дело здесь не в террористах и фанатиках, ларчик открывается значительно проще. Виной всему в 99% случаев банальная халатность и непрофессионализм экипажа, технические неполадки и инженерные ошибки, и наконец, просто фатальные случайности, которых при ежедневном пассажиропотоке в 2,5 миллиона человек исключать отнюдь не стоит. Так ли безопасно летать на самолетах? Меня доводы оптимистов не убеждают, и летать я боюсь, честно, до дрожи в коленях.

 

Справка «ТРИБУНЫ.»

«С медицинской точки зрения боязнь летать именуется аэрофобией и не является заболеванием, однако доставляет массу неудобств пассажиру. Аэрофобия может быть как отдельным недугом, так и быть частью другой фобии: акрофобии (боязнь высоты) или клаустрофобии (боязнь замкнутого пространства). Данный недуг может проявиться в осознании невозможности управления самолетом или ожиданием непредвиденной ситуации с трагическим исходом. По мнению специалистов, такое состояние тревожного ожидания переживает большинство аэрофобов».

Юмор в тему:

Злые языки поговаривают, что «Казакстан темир жолы» давным-давно спонсирует разработку препаратов, стимулирующих аэрофобию.

 

Рукописи не горят

В 16:14,  7 декабря 1987 года, пассажир Дэвид А. Берк, летевший рейсом из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско, кинул на колени другому пассажиру, как впоследствии выяснилось, своему бывшему боссу, записку со следующим содержанием:

«Привет, Рэй. Думаю, в том, что все заканчивается именно этим, есть некая ирония. Я попросил у тебя снисхождения для моей семьи, помнишь? Я его не получил. И ты не получишь!»

После этого он достал револьвер и начал стрелять. Первым он убил Раймонда Ф. Томпсона, своего бывшего босса. Затем Берк пошел в кабину пилотов, в которую убежала стюардесса. Она лишь успела сказать командиру экипажа: «Командир, у нас проблема!».

После этого, застрелив стюардессу и обоих пилотов, он толкнул штурвальную колонку вперед и ввел самолет в крутое пике. Затем он вышел из кабины пилотов, и  застрелил шеф-пилота авиакомпании PSA Джона Конте, который имел опыт пилотирования и пытался спасти всех пассажиров, сев за штурвал. В 16:15:50, во время пикирования на высокой тяге двигателей, самолет упал на холмы, никто не выжил. Примечательно, что из немногих сохранившихся вещдоков в страшной авиакатастрофе, сохранилась и пресловутая записка виновника.

Вы думаете, что сейчас рейсы защищены от бывших обиженных работников? Как бы не так. 7 апреля 1994 года пассажир Оборн Кэллоуэй пытался захватить самолет McDonnell Douglas DC-10-30F , убить всех членов экипажа и покончить с собой, сымитировав авиакатастрофу. Целями его были одновременно и месть компании за увольнение, и получение страховки в размере 2,5 млн. долларов. Через несколько минут после вылета из Мемфиса Кэллоуэй напал на членов экипажа. Он ранил их ударами молотка и проломил череп Джеймсу Такеру. Такер, в прошлом тоже пилот американских ВВС, несмотря на тяжелую травму, продолжал вести самолет. Между Кэллоуэем и двумя другими членами экипажа началась драка.

Путем экстремальных маневров на пределе возможностей, (на высоте 11 000 метров самолет выполнил «полубочку» (перевернулся шасси вверх), самолет вошел в очень отвесное пике и чуть не рассыпался на части прямо в воздухе из-за сильных нагрузок на фюзеляж), Джеймс Такер заставил Кэллоуэя потерять равновесие, после чего Сандерс и Петерсoн сумели справиться с Кэллоуэем, несмотря на раны. Сандерс сумел безопасно посадить самолет в международном аэропорту Мемфиса.

Ну да ладно, здесь мы имеем дело с хулиганскими выходками, но часто причиной гибели множества пассажиров становятся и вовсе странные, я бы даже сказал запредельные причины.

Испугались крокодила, или как закрепить на борту бумагу

Причиной гибели множества людей в воздухе порой бывают странные, даже анекдотичные причины. В августе 2010 года в республике Конго потерпел крушение турбовинтовой самолет L-410.  Согласно выводам следствия, основанным, в том числе на показаниях единственного выжившего в катастрофе человека, один из пассажиров вез крокодила, спрятанного в спортивную сумку. Когда самолет заходил на посадку, животное выбралось из сумки, что привело к возникновению паники в салоне.

Из-за того, что пассажиры повскакивали со своих мест и побежали к кабине пилота, маленький самолет Let L-410 Turbolet потерял равновесие и рухнул на пустой дом в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы. В катастрофе погибли 20 человек…

Вот  так,  вроде бы есть повод рассмеяться, но такие происшествия в авиации случаются регулярно, и вовсе не дают повода для смеха. Наверное, многие еще помнят авиакатастрофу, произошедшую сравнительно недавно, в 2011 году в Ярославле, жертвой которой стала хоккейная команда «Локомотив». Так вот, ничем непримечательный, вполне себе заурядный рейс превратился в трагедию благодаря тому, что пилот перед полетом принял сильнодействующие препараты, вдобавок к этому  выяснилось, что он страдалполинейропатическим  синдромом, который проявляется в нарушении координации ног и контроля их пространственного положения. Выполнение полетов при этом заболевании строжайше запрещено.

Результат налицо. Пилот при взлете упорно давил педаль тормоза, зачем, сейчас уже никто не выяснит, как не вернет никто и 43 человек, погибших по преступной халатности медицинской комиссии, обязанной перед каждым полетом тщательно проверять состояние здоровья всех членов экипажа. Такое количество погибших из-за нелепых ошибок далеко не предел.

Мало кто знает, но в 1980 году могучий советский военный флот  находился в состоянии временной стагнации, и был практически беззащитен. Причина? Три огромных тюка дефицитной бумаги, которые предприимчивые офицеры морфлота везли домой, во Владивосток. Смещение центровки груза в хвосте самолета привело к тому, что погибли 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и около 20 капитанов первого ранга, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот СССР.

Простите, не туда нажал

Это, как говорится, банальщина, вполне объяснимая с общечеловеческой точки зрения, но наиболее частой причиной авиакатастроф по прежнему остаются ошибки экипажа.

Мы аплодируем этим людям при приземлении, что, по моему мнению, является психологической разрядкой от подспудного страха полета, который испытывает любой человек. Мне возразят, что самолеты пилотируют суперпрофессионалы, которые ошибок не допускают. По крайней мере – не должны. Увы, действительность выглядит совсем по-другому.

В крупнейших авиакатастрофах в истории авиации, виноваты, прежде всего, пилоты. Когда меня уверяют в том, что авиационный транспорт самый безопасный, у меня тут же находятся два резонных возражения.

Первое.  Да, вероятность попасть в автокатастрофу выше в разы, но в этом случае я сам отвечаю за свою безопасность, сам рулю, сам и получаю по полной программе, если не считать пассажиров автомобиля, разумеется. При этом, вероятность летального исхода при ДТП крайне низка, и составляет менее 1%. Не знаю, может быть, кто-нибудь  и променяет мои менее 1% на еще более мелкие дольки процента, выживших в авиакатастрофах, но я говорю решительное «нет!». Лучше быть хозяином своей судьбы, чем зависеть от людей, которых я не знаю, и в профессиональной компетенции которых я вовсе не уверен.

В авиакомпании «Эйр Астана» некоторое время пилотировала самолеты Боинг первая в Казахстане женщина-пилот и командир экипажа Тоты Амирова. Мне приходилось читать отзывы людей, «переживших» полеты с авиаледи. Скажу сразу, они были отнюдь не лестными, особенно смущало людей качество и безопасность посадки. Некоторые утверждали, что, узнав о том, кто будет первым пилотом, тихонько крестились или сплевывали. Впрочем, пусть воспоминания очевидцев останутся на их совести, поскольку судить о подготовке экипажа могут исключительно соответствующие компетентные комиссии и прочие надзорные органы. Могут и местные  феминистки постараться, повод самый что ни на есть подходящий – смелая девушка, гордо ведущая лайнер сквозь бури и турбулентность. К слову, госпожа Амирова попробовала себя и в качестве ведомственного чиновника отечественной авиации, но опыт закончился только публичными скандалами, «интригами и расследованиями».

Об авиакомпании «Эйр Астана» вообще отдельный разговор. Пользуясь своим фактически монопольным положением, компания необоснованно завышает цены на авиабилеты, в особенности на внутренних направлениях.

«Стоимость билета в Костанай выше, чем в Дубай, Москву или Стамбул», – отмечает в своем запросе депутат мажилиса Амангельды Момышев.

Цена на билеты настолько высока, что «Эйр Астана» считается одной из самых высокодоходных авиакомпаний в мире. Свои паи в процветающем бизнесе, ежегодно приносящим свыше 100 миллионов долларов чистой прибыли, по слухам, имеют высокопоставленные чиновники и их семьи.

Раз уж пассажир тратит немалые средства, он вправе рассчитывать на комфортный полет и качественный сервис, но почему то казахстанский авиаперевозчик не предоставляет и этих заслуженных услуг. Более того, из ручной клади пассажиров регулярно пропадают наличные деньги, что недавно вызвало нешуточный скандал.

Кроме того, нарекания вызывает и качество подготовки отечественных пилотов, из-за чего приходится пользоваться услугами иностранных пилотов, число которых у национального авиаперевозчика достигает от 20% до 60% всего состава.

Второе. Теперь вернемся к статистике, которая услужливо говорит нам о том, что летать абсолютно безопасно. Думаю, люди, хотя бы иногда включающие телевизор и заглядывающие в интернет, знают – авиалайнеры падают с пугающей регулярностью, по нескольку штук за год. Если экстраполировать статистику на средний, обывательский уровень, то каждый должен быть доволен, вероятность попасть в авиакатастрофу крайне низка – доли процента. Но что мы получаем взамен успокаивающих цифр?

Если беда все-таки случилась, то все, билет в один конец, без шансов на выживание и без возможности самому контролировать процесс своей смерти. Все просто – самолет упал, а ты умер. Несколько выживших выглядят скорее экзотикой, чем статистикой. По мне, так лучше уж лучше контролировать процесс управления машиной, или прокатиться сутки-другие на поезде, чем вверять свою судьбу исключительно в руки пилотов.

Дал сыну порулить

Некоторые случаи просто поражают своей нелепостью и абсурдностью. Каждый из нас гордится своими детьми, при случае, мы демонстрируем подрастающему поколению свои навыки и умения. Это стандартное родительское поведение, но когда такое происходит в воздухе и на твоей совести «висят» жизни сотен пассажиров, такое проявление родительской заботы, прямо скажем, неуместно.

«В ночь с 22-го на 23 марта 1994 года Airbus A310-308 авиакомпании «Аэрофлот», совершавший рейс SU593 по маршруту Москва – Гонконг, рухнул в лес под Междуреченском в Кемеровской области. Главной причиной катастрофы стала недопустимая ситуация, при которой командир воздушного судна посадил за штурвалавиалайнера своего пятнадцатилетнего сына, чьи непредумышленные действия привели к частичному отключению автопилота».

Вот так, посадил за штурвал сначала дочь, а потом сына, при этом второй пилот, который должен страховать самолет в экстремальных ситуациях, снимал происходящее на камеру. 75 трупов из-за родительской любви… Сами пилоты, впрочем, утверждают, что это далеко не единичный случай – в постсовке это принято в их среде, и даже считается некоторым «шиком».

Вот и решайте теперь, насколько соответствует требованиям безопасности экипаж, где за штурвалом сидят дети. Этот случай можно было бы списать на случайность, глупость, но диагноз российской и советской авиации был поставлен задолго до этого случая. Ни для кого не секрет, что лайнерами порой управляют совершенно неадекватные люди.

«1986 год. Куйбышев. Командир корабля Александр Клюев поспорил с экипажем, что сможет посадить самолет вслепую, по одним только показаниям приборов. Он закрыл обзорные окна кабины с левой стороны металлическими шторками и повел самолет на посадку. Второй пилот, штурман и бортинженер не препятствовали его действиям».  Как итог – 70 трупов, стюардессы сгорели заживо в комнате для персонала до такой степени, что их пришлось буквально отскребать от стен. Сам виновник аварии выжил, получив лишь незначительные повреждения. По приговору суда он получил 15 лет, из которых отсидел только шесть, а сейчас является успешным и уважаемым бизнесменом.

Знакомая картина, и напоминает по  ассоциативному ряду некое событие, которое имело место в Казахстане. Суть та же. Загубил несколько жизней по своей вине или преступной небрежности и избежал справедливого возмездия.

Максат Усенов, безнаказанно глумившийся над жизнями наших сограждан, позирует сейчас на южных курортах, не исключено, что компанию ему составляет Александр Клюев, на спор угробивший десятки людей…

Кстати, виновником авиакатастрофы, происшедшей на днях во французских Альпах и унесшей жизни нескольких наших соотечественников, тоже явился второй пилот Airbus A-320 Андреас Любитц, который, как передают информагентства, намеренно уничтожил самолет. По словам прокурора Марселя Бриса Робена, 28-летний летчик закрылся в кабине, отказался впустить командира воздушного судна, после чего направил машину в землю. На аудиозаписи, извлеченной из черного ящика, слышны попытки выломать дверь, вызовы диспетчера, а также предупреждения систем самолета о возможности столкновения. Второй пилот ничего не отвечал, при этом его нормальное дыхание слышно вплоть до момента катастрофы.

Немного позитива

Думаю, жути я уже нагнал, хотя сделал это совершенно естественно. Видимо, сказывается то обстоятельство, что я страдаю аэрофобией, чего, впрочем, и не скрываю. И каждый полет в воздухе сопряжен для меня нешуточными психологическими испытаниями…

Есть категория людей, которая проводит в полетах чуть ли не треть своего личного времени, так вот, я им отнюдь не завидую. Дело тут даже не в самой статусности, которая предполагает некую успешность и неплохой заработок, дело в ощущении контроля. Пока я контролирую свою жизнь и смерть сам, у меня возникает ложное чувство умиротворения и удовольствия. Когда я вверяю свою судьбу другим людям – жди стресса и немотивированных страхов. Правда, есть персоны, которым так и хочется доверить свою хрупкую жизнь.

Немного о приводнении. Упасть в воды океана  – почти такая же безнадега, что и врезаться в гору – давление на корпус и людей вполне сопоставимо. Как правило, ни одного выжившего в таких случаях не бывает, но случаются и исключения.

15 января 2009, в Гудзоновом заливе Нью-Йорка успешно приводнился авиалайнер.  Все находившиеся на борту пассажиры были спасены паромами и катерами, подошедшими через несколько минут к аварийному воздушному судну. Бывший военный летчик, пилот  Чесли Салленбергер, спас жизнь себе и всем остальным, благодаря виртуозной технике пилотирования.

20 января в Жамбылской области произощла авиакатастрофа самолета Ан-2 компании «Казахмыс». Выжившей оказалась только Асель Шаяхметова, которая здравствует и поныне. Счастливица, избранница судьбы, скажут люди, и скажут совершенно справедливо. Выживших в авиакатастрофах единицы, и их истории читаются как захватывающий роман. Чего стоит только случай с Весной  Вулович, которая получила перелом основания черепа, трех позвонков, обеих ног и таза. Но какой ценой?! Упав с высоты десяти километров и оставшись пожизненным инвалидом с кучей переломов.

Про  Ларису Савицкую, единственную выжившую при катастрофе 24 августа 1981 года, когда  самолет Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5 220 м столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16, и говорить нечего. Ей заплатили 75 рублей, и даже не дали инвалидность. Собственно, есть даже список из  счастливчиков, которым удалось выжить, но поверьте, в отношении к общему числу погибших их количество мизерно – действительно, родились в рубашке.

Обычно людям так не везет, и тем примечательней истории тех, кто боролся за свою жизнь до последней секунды, но в итоге все-таки проиграл в битве со смертью. При, казалось бы, неминуемых исходных данных, рассчитывать при которых можно было только на гибель, находились люди, которые бросали вызов судьбе, и наперекор смерти пытались выжить.

В самой крупной авиакатастрофе в истории Греции, случившейся 14 августа 2005 года, случилось невероятное. Все пассажиры и экипаж впали в кому из-за разгерметизации самолета, но стюард  Андреас Продромоу, используя сохранившиеся кислородные маски и баллоны, умудрился продержаться в терпящем крушении лайнере почти полтора часа, отчаянно пытаясь посадить самолет. К сожалению, шанс у него был нулевой, несмотря на голливудские фильмы, обыгрывавшие похожую ситуацию. Андреас еще успел помахать пилотам F-16 сопровождающим терпящий бедствия самолет, но это все, на что его хватило.

Экипажу японского лайнера  Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Airlines, совершавшего рейс JAL 123 из Токио в Осаку, тоже не повезло. 15 членов экипажа и 505 пассажиров погибли, выжили только 4 человека, а дело-то было буквально в нескольких заклепках, по которым поленились настучать механики. Экипаж боролся за жизнь пассажиров полчаса, без органов управления и гидросистем, управляя лишь двигателями, – это что-то на грани фантастики. Но в такой безнадежной ситуации и такая самоотверженность не помогла – ошибки механиков и инженеров, которые, кстати, случаются регулярно, стоили жизни уже тысячам людей.

Я знаю, что проживая в особенной социальной нише, для определенного  круга людей, работая в соответствующих профессиях, полеты просто необходимы – это данность и насущная необходимость. Эти люди уже приучили себя относиться к перелетам так же, как мы относимся к переезду на пару остановок на автобусе или заурядной поездке на машине в магазин. Но что-то подсказывает мне, что храбрясь и бравируя,  они все-таки вздыхают с облегчением, когда шасси самолета коснувшись взлетно-посадочной полосы, наконец, останавливаются. И я их в этом не виню. Что бы ни говорили любители полетов, но находясь на высоте в 10 километров, в замкнутом пространстве, без малейшей возможности повлиять на текущую обстановку, при нештатной ситуации, дрогнет даже самый отчаянный храбрец.

Да, я боюсь летать, но не боюсь в этом признаться. Меня не успокаивают заверения монополистов об абсолютной безопасности авиаперелетов. Я просто смотрю телевизор и читаю интернет. Я вижу, что самолеты рушатся с небес с пугающей регулярностью. Пока дело будет обстоять так, я предпочту потратить лишние пару суток, и спокойно дотошнить банальным поездом.

Ту-дум, ту-дум. Присядем на дорожку…

А теперь вопросы:

Оригинал статьи находится здесь http://vmeste.com.kz/?p=5432 и спасибо за ответы и обратную связь!

Хотите избавиться от страха полета? Пройдите тест на сайте
Центра «Летаем без страха» сейчас и получите рекомендации
Пройти тест

9 комментариев к статье “Почему я боюсь летать? Опрос читателей”

  1. TN says:

    Определенно автор описал фобию верно, мои мысли точь-в-точь.
    НО! Как же смешно читать вот это: «Пока я контролирую свою жизнь и смерть сам». Контролирует смерть? Ну-ну, удачи.
    Статья хорошо описывает фобию, но очень глупа по сути.

    [Ответить]

  2. Ольга says:

    Ничего смешного здесь не вижу, полностью согласна с автором, чистая правда.Это нормально держать под контролем свою жизнь,а то, что после авиакатастрофы нет выживших не вызывает даже малейшей улыбки. А ошибок пилотов и инженеров, халатность и т.д это все верно!!!

    [Ответить]

    Мария Reply:

    Ольга, при чем тут пилоты и все остальные? Я вот всем привожу пример — г. Нижний Новгород, шла по тротуару молодая женщина, а другая женщина, на порш кайне, решила припарковаться, на этот тротуар въехать побольше… И смела эту женщину (пешехода) как кеглю, в секунду!! Где тут контроль?!!! Если интересно, можно в ютубе посмотреть http://www.youtube.com/watch?v=zBzSJuTfWl8, осторожно, видео не для слабонервных! Так что кому утонуть — тот не сгорит. А избегать самолетов — глупо

    [Ответить]

    Алексей Reply:

    вы не держите под контролем свою жизнь. Это иллюзия, в которую вы свято верите.

    [Ответить]

  3. Евгения says:

    В чем-то автор, конечно, перегибает, но в целом я соглашусь. Алексей Герваш удеждает, что авиация надежна и безопасна. В это очень хочется верить. Но российские реалии таковы: на словах у нас всегда все супер — экономика твердая, пенсии большие, дороги хорошие, Жигули надежные и т.д. На деле же все намного печальней — водительские удостоверения покупает каждый первый, мед.комиссия сплошь продажная, постоянно какие-то чиновники или их дети сбивают людей и все это очевидно, но почему-то продолжает происходить. Для простого смертного авиация где-то далеко. Конечно, я хочу верить, что пилоты не покупают свои экзамены, мед.комиссия не закрывает глаза на очевидные отклонения, а диспетчеры выспались и не страдают похмельем.
    Когда все вокруг продается, правила не соблюдаются, халатность на каждом шагу, очень трудно поверить, что именно авиация чиста как слеза.

    [Ответить]

    Алексей Reply:

    Тогда почему именно в авиации смертность в тысячи раз ниже, чем на земле?

    [Ответить]

  4. Аэрофобия VS. Аэрологика! Кто кого? (диалоги с аэрофобом) - Блог Алексея Герваша
  5. Shahi says:

    Мне, почему-то, смешно читать эту статью. Хотя я сама аэрофоб 25 лет избегавший полетов, а потом усилием воли заставивший себя полететь. Это было в 2007 году. Полеты для меня стали одним из лучших способов преодоления страха. Во-время первого полета я не могла пошевелиться, не могла даже проглотить ничего из еды от сухости во рту, только воду пила. Потом летала с транквилизаторами, сейчас летаю без оных и без алкоголя. Еще одним способом для меня стало наблюдение за самолетами в небе и в аэропортах. Как они дружно гуськом становятся в очередь — и взлетают. И никто не падает, все спокойненько разворачиваются над аэропортом и уходят. Сейчас живу в Торонто, тут тоже над городом напряженное движение, постоянно видно в небе 5-8 самолетов. Все летают, никто не падает. Еще я смотрела серию по Дискавери про расследование авиакатастроф — тоже для меня была довольно успокаивающая, там показывается, как после каждой катастрофы все очень тщательно разбирается и какие меры принимаются, чтобы этого больше не произошло. И, конечно, когда появился этот сайт — Летаем без страха — я тут же подписалась на рассылку, интересные информативные тексты, видео, они тоже очень помогли. Спасибо, Алексей.

    [Ответить]

  6. Shahi says:

    А, ну и конечно, выбираю авиакомпанию, которой я субъективно «доверяю» и которая в ежегодном рейтинге безопасности полетов от jacdec в первой десятке. А это, чаще всего, Бритиши и Люфтганза. Также нормально отношусь к Свисс, КЛМ, ЭльАль. Аэрофлотом не летаю именно из-за человеческого фактора о котором пишет автор. Один раз летала Трансаэро, так как в том году она вошла в этот рейтинг. Я понимаю, что это при текущем уровне безопасности полетов — иллюзия, но пока от этой иллюзии отказываться не планирую. Пусть это будет реверансом в сторону моей аэрофобии.

    [Ответить]

Добавить комментарий




Ваш комментарий