Какова реальная статистика авиакатастроф?Как вычислить авиационные риски?

Какова реальная статистика авиакатастроф?Как вычислить авиационные риски?

Многие люди, боящиеся авиаперелетов, стараются оправдать свой страх, логически обосновать его. Специфика работы нашего мозга такова, что мы всегда стараемся быть уверенными в собственной правоте, поэтому часто воспринимаем только ту часть информации, которая совпадает с нашими убеждениями. Информацию, которая идет вразрез с ними, мы просто игнорируем.

Всем известны статистические данные о том, что самолет – самое безопасное средство передвижения. Но, люди, боящиеся полетов, имеют собственное мнение, сравнивая полет с прохождением по тоненькой дощечке над бездонной пропастью. Они уверены в том, что смертность от авиакатастроф невелика только потому, что летает небольшое количество людей, так же как и над пропастью ходят единицы.

Предлагаю Вам узнать, как правильно вычислить риски при авиаперелете.

Если верить СМИ, политикам и всевозможным знатокам, летать в России опасно. Давайте выясним, так ли это, и если да – то насколько.

Основная задача понять, как определить статистическую безопасность полета.

Люди, летающие без опаски, считают, что гораздо выше вероятность погибнуть на дороге, поэтому нет смысла бояться авиакатастрофы. Те, кто боится летать, возражают, что машин больше, поэтому и пострадавших больше.

Как же определить степень риска при совершении полета? Нужен какой-то общий знаменатель для получения верных результатов.

Если попытаться сопоставить количество автомобилей и количество самолетов со смертностью в этих средствах передвижения? Это не совсем правильно. Ведь для перевозки 300 человек из Москвы в Южно-Сахалинск нужно много машин и несколько дней, в то время, как один самолет справится с этой задачей за 8 часов. Значит, общий знаменатель находится не здесь и такое сравнение не корректно.

В авиации определяют риски исходя из количества смертей на пассажиро-километр, однако это тоже не вполне правильно. Например, разбился самолет, летевший из Санкт-Петербурга в Москву. Или катастрофа произошла с самолетом на рейсе из того же Санкт-Петербурга во Владивосток. Понятно, что в первом случае статистика на пассажиро-километр хуже, чем во втором, но фактически дальность маршрута не имеет реального влияния на вероятность гибели людей.

Так же неправильно сравнение, когда за год потерпел крушение один большой самолет, перевозивший 500 пассажиров, а годом раньше разбился, например, ЯК-42, на борту которого было 35 человек. Статистика зафиксирует увеличение смертности в десятки раз, а фактический риск как составлял 1 разбившийся борт на Х вылетов, так и остался. В этом случае неправомерно говорить о снижении уровня авиационной безопасности, значит, такой подход к исчислению авиабезопасности неприменим.

Иногда стремятся подсчитать авиационные риски, сопоставив количество катастроф с числом безаварийных рейсов. В этом случае картина тоже далека от реальности. Ведь удельный вес катастрофы самолета, выкатившегося при посадке с полосы несопоставим с удельным весом врезавшегося в гору авиалайнера. В первом случае могут погибнуть 2-3 пассажира, во втором выживших не будет.

Как же все-таки определить верные данные, чтобы понять, насколько велика опасность полетов?

Я предлагаю простую формулу, позволяющую корректно оценить риски:

РИСК (R) = 1 / количество катастроф (КК) х процент смертности в катастрофе (%S) деленное на количество рейсов за выбранный период (N)

 

R = 1 / КК х %S

_____________

N

 

Каковы преимущества такой простой формулы?

Во-первых, из нее исключены ненужные для восприятия факторы: пассажиро-километры, километро-пролето-пробеги и и прочее. Ведь не столь важно для определения степени риска, разобьюсь я, не дай бог, в длительном рейсе или краткосрочном и сколько пассажиров разделят мою участь. Меня, как субъекта интересует величина моего личного риска. Вот на этот вопрос и отвечает приведенная формула.

Во-вторых, в формуле учитывается, что не все катастрофы смертельны в равной степени. Если во время крушения погибли 2 пассажира из 100, оно имеет меньший удельный вес, чем то, во время которого погибли все. На выживаемость в авиакатастрофе влияют многие факторы. К ним относятся пассивная и активная безопасность самолета, а также то, что подавляющее большинство происшествий случается на небольшой высоте, на взлете или посадке, что, по сути, аналогично ДТП с высоким процентом выживаемости.

Испытаем формулу, подставив числовые значения.

Предположим, что за сегодняшний день выполнено 10 рейсов, из которых 1 завершился авиапроисшествием с гибелью 50% пассажиров (шанс выжить – 1 из 2). При этом количество пассажиров на борту не имеет значения для тех, кто там оказался. Согласно формуле риск составляет:

1 / 1 происшествие * 50% погибших

—————————————

10 выполненных рейсов

Результат показывает очень высокий риск: 1 к 20. Если для проверки выбрать значения 1 рейс со смертностью 100% при выполненном 1 рейсе, риск составит 1к 1 (100%).

Если же на 1000 рейсов не произошло ни одной катастрофы (0), то формула определяет нулевой риск риск = 0 (0 катастроф / 1000 рейсов).

 

По аналогичной формуле можно просчитать любые риски. Например, риск погибнуть под обвалившимся потолком своего дома равняется количеству обвалившихся потолков (КК) * % погибших деленному на количество устоявших потолков за любой интересующий период времени. Например, в Москве 180000 подъездов. Если за год, по различным причинам, обрушатся 3 подъезда и смертность при этом составит 20%, то риск гибели при обвале составит 1 на 333000. Это невероятно малый риск.

Теперь обратимся к реальным цифрам гражданской авиации. Для начала возьмем общемировые показатели.

Риск при авиаперелете = 1 / (количество катастроф (примерно 7 в год) * % смертности (средний показатель 65%) разделить на количество производимых рейсов (примерно 50 000 000))

Получаем в результате: среднемировой риск погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 на 10 989000 рейсов. При анализе статистики только западных стран получаем риск 1 на 23000000.

Рассмотрим статистику российской авиации за 2011г., пользуясь этой же формулой. Этот, далеко не простой год принес 5 авиакатастроф:

  • АН 24 во время посадки выкатился с полосы, самолет сгорел, пассажиры не пострадали;
  • ТУ 154 загорелся в аэропорту Сургута, погибли 3 пассажира из 134 (s=2%);
  • АН 24 приводнился на Оби, погибло 7 человек, выжило 30 (s= 19%):
  • ТУ 134 разбился в Петрозаводске, погибло 47 человек, выжило 5 (s=90%):
  • ЯК- 42 в Ярославле, погибли 44 пассажира, выжил 1 (s=98%).

Получаем в числителе: 1 *0% смертности + 1*2% + 1*19% + 1*90% + 1*98% = 2.1

В знаменателе укажем общее число рейсов на территории Российской Федерации за 10 месяцев 2011 г., это около 2 200 000.

Получаем, что в 2011 году риск гибели во время авиаперелетов по территории Российской Федерации составлял 1 на 1 047 000полетов.

Конечно, это гораздо выше, чем среднемировые показатели в авиации, но гораздо ниже, чем риск гибели под руинами собственного дома.

Разве можно найти человека, дрожащего от ужаса, что ложась в постель, он рискует больше, чем при полете под небесами?

И еще немаловажно: когда выборка невелика, даже одно происшествие способно во много раз изменить показания статистических рисков. Например, анализ 2010 года оценивает риски авиаперелета как 1 на 3 248 00. Таким же образом крушение самолета AirFrance, происшедшее в 2009 году, увеличило риски авиаперелетов рейсами французских авиакомпаний в десятки раз, но это не означает реального повышения опасности.

Любые риски, связанные с авиаперелетами значительно ниже любых других рисков в современной повседневной жизни.

Информация, с которой Вы сейчас ознакомились, конечно, не поможет преодолеть страх перед полетами тем, кто ему подвержен. Научно доказано, что анализ статистических данных производит левое полушарие головного мозга. У страдающих аэрофобией во время полета функционирует только правое полушарие, которое отвечает за эмоции, предчувствия и фантазии.

Если впечатляющая статистика безопасности полетов не избавила Вас от боязни летать, не стесняйтесь обратиться за помощью профессионалов в Центр “Летаем Без Страха”. Вас научат держать под контролем мысли, чувства и поведение на борту самолета.

Избегая авиаперелетов, Вы своими руками ограничиваете свободу передвижения, ничего не приобретая взамен.

Хотите избавиться от страха полета? Пройдите тест на сайте
Центра «Летаем без страха» сейчас и получите рекомендации
Пройти тест

Добавить комментарий




Ваш комментарий